644065 г. Омск-65, 19 Партсъезда,38а

Методические приемы от воспитателей к воспитателям

Метод деятельности — это способ его осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Выбирая верный метод мы уверенно и кратчайшим путем получаем желаемый результат

Человечеством накоплено множество методов деятельности.

Но непрерывное усложнение задач и появление новых возможностей требуют постоянного обновления методов их решения.

Сказанное имеет прямое отношение и к обучению и воспитан

           Для реализации данных направлений воспитательной работы педагоги 

работали по следующему программному сопровождению

 

Тема

программы

Кем дана

рецензия

Автор

программы

Программа развития КУ «Детский  дом №4»

 

Кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры СП ОмГПУ Т.Ю. Четвериковой

Кохия С.Н.-директор

«Патриотическое воспитание детей - сирот в условиях детского дома»

 

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии ОмГПУ А.М. Федосеева

Михальченко Г.В.-воспитатель

«Мы и закон» (по формированию нравственно-правовых знаний у воспитанников среднего школьного возраста семейной группы детского дома»

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ОмГПУ Е.А.Хохлова

Лебедева Е.Ю.-воспитатель

« Готов ли я к семейной жизни»

Доцент кафендры управления развитием образования, кандидат педагогических наук ОмГПУ Н.Н. Рыбакова

Дрючина О.Н.-педагог-психолог

«Живописная школа» (по приобретению знаний и практических навыков живописной грамоты и развитию творческих способностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)

 

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления развитием образования ОмГПУ, Т.Б.Рабочих

Дрейлинг Н.Ю.-педагог-организатор

«Зеркало» по формированию адекватной самооценки у воспитанников детского дома в разновозрастной группе

Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии И.П.Посашкова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики ОмГПУ О.В.Морозова

Пахотина О.А.-воспитатель

Программа вокального кружка «Весна»

Доцент кафедры ТиММЭВ ОмГПУ Задорожная Т.А.

Перевалова М.А.-музыкальный руководитель

Программа по ритмике и танцу «В движении к гармонии»

Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии общего и

 специального образования БОУ ДПО «ИРООО» Т.С. Горбунова

Седельникова Г.Э.-педагог дополнительного образования

 

 Доклад воспитателя КУ "Детский дом №4"

Шкуровой Ирины Александровны 

         "Знание основ православной культуры – фактор  формирования национального самосознания"

 Начало 21 века для России ознаменовалось большими переменами общественного и индивидуального сознания, связанными с серьезной переоценкой ценностей. Под  влиянием этих изменений в общественном сознании перед российским образованием, которое находится на этапе модернизации, ставятся новые задачи. Главной трудностью настоящего этапа является раздвоение целей образования: с одной стороны – необходимость формирования традиционных российских ценностей, национального самосознания; с другой - приобщение всей системы образования к западным либерально-демократическим ценностям, что связано с тенденцией к интеграции в мировую образовательную среду. Вот как формирует цели современного образования доктор педагогических наук, игумен Георгий (Шестун): «Сейчас есть две различные цели - государственная и народная. Одна из них была и в 20 веке – воспитать человека новой формации. И весь век  переделывали человека на коммунистический лад, сейчас тоже самое происходит: надо создать человека, только не коммунистического, а западно-ориентированного. То есть, задача по сути одна: опять нас переделать. Но кроме государственных и политических, есть ещё цели самого народа. Цель народа и общественная цель - воспитать ребенка целомудренным, честным, совестливым, патриотичным, любящим свою Родину, историю, свой народ».  Растет понимание того, что истинная, традиционная культура всегда религиозно-ориентированна. Культура своим источником  имеет религию и к ней же обращена. Активная позиция верующих способствует конструктивному диалогу между церковью и государством. Православная культура, сопряженная со всей культурой русского народа, должна занять важное место в образовании, но, прежде чем определить конкретное содержание  этого курса, мы должны очертить его реальное место в общем пространстве образования, отделив его от религиозного воспитания, что требует от нас российская Конституция и российские законы. Главное, принципиальное отличие православной культуры от религиозного воспитания состоит в том, что православная культура есть знания, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает воспитание веры. Знание и вера – вот принципиальный раздел между православной культурой и православным воспитанием, между православной культурой и православной религией. Философской религиозной литературой, представителями которой являются Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, В.С.Соловьев, всегда обращалось внимание на истоки человеческого бытия, духовность и духовные ценности жизни и культуры, а духовное развитие человека рассматривалось авторами как рост национального самосознания, как основа формирования патриотизма и гражданственности. Культура понималась как возделывание, воспитание, почитание. Образование же рассматривалось как условие деятельности личности и общества по сохранению и развитию материальной и духовной культуры. Сегодня образование все чаще сводят к обучению, а  культура ассоциируется с художественным творчеством. Произошло не только сужение понятий, но и ограничение той и другой сфер стенами учебного заведения или учреждения культуры.

Ценности - важнейшие характеристики объектов и процессов, которые имеют позитивное значение для людей и общества. Духовно – нравственные ценности понимаются как мир значений, благодаря  которому человек приобщается к более высокому, важному и непреходящему. И наиболее значительной ценностью, на мой взгляд, является патриотизм, а в широком смысле – любовь к Родине, её истории и культуре, в первую очередь – к национальной культуре. В процессе  освоения ценностей происходит выбор тех или иных культурных образцов, социальных ориентиров, нравственных идеалов, помогающих организовать собственное поведение в социальной среде.

Программа, по которой я работаю со своими воспитанниками, на мой взгляд, помогает подрастающему поколению разобраться в общественных ценностях своего народа, сделать осознанный выбор, что есть добро, что есть зло, и как жить далее. Моя программа так и называется –« Знание основ православной культуры – фактор формирования национального самосознания», в основе её лежит культурологический подход, она является просветительской по своей сути. Основной акцент в ней сделан на сферу личностного осмысления мира и человека в нём, а не на изучение традиционного праздничного круга (литургического православного года) и рассмотрения вопросов Православия как вероисповедания. Хотелось бы, чтобы  к моменту выпуска из стен детского дома, воспитанник уже бы имел ориентиры добра и истины в образцах жизни на основе веры, надежды, любви; развил способность к сопереживанию, умел мирно разрешать конфликты. В связи с этим, одной из задач Программы является формирование у подростков позиции неприятия циничного рационализма, жестокости, алчности, пошлости и хамства, широко распространённых сегодня среди потерявших веру людей. Мы, педагоги детского дома, заменяем нашим детям семьи, где духовно – нравственные ценности прививаются, что называется, « с младых ногтей». Известно, что знания,  усвоенные самостоятельно, более ценны для человека, так  и выбор жизненного пути, сделанный без влияния извне, дорогого стоит, Следуя этому принципу, я в  программе только даю информацию, которая  показывает истинный  путь. Путь, в движении по которому, молодой человек станет культурным, просвещенным, умеющим видеть тесную и органическую связь, например, православных праздников с народной жизнью, искусством и творчеством. Программа предусматривает годовой цикл из 36 часов с одним занятием в неделю и аудиторию подростков разного возраста (от 12 до 17 лет).

Могу сказать, что наша  совместная работа с детьми по усвоению содержания программы в самом разгаре, главное, им интересно, ведь никто не побуждает  их молиться и соблюдать обряды православия, зато воспитанники уже знакомы с православной этикой, различают традиционные для России религии от тоталитарных сект, представляющих угрозу человеку и обществу; имеют желание и намерение во взрослой жизни помогать престарелым, детям – сиротам, больным и нуждающимся, следуя основам православной морали, и, самое важное, постепенно в детях формируется (ими самостоятельно!) национальное самосознание, уважение к стране, их взрастившей. Программа построена таким образом, что она улучшает нравственно – физическое  состояние подростков, носит исключительно просветительский характер, поднимая уровень духовности детей более высоко. Методика ведения занятий такова, что практических мероприятий – 20 часов из 36 , а  весь  курс состоит из трёх больших блоков: «Основные религиозные понятия и представления. История религий»; «История православия. Церковь и храм. Искусство»;  и третий – «Православная этика. Основные православные праздники». В процессе освоения содержания программы  детьми, например, с интересом была принята такая форма практического занятия, как  мозговой штурм  на тему: «Какие  чувства (уважение, негативизм и  другие) вызывают у вас слова «славянин», «русский», «чукча», «американец»?», с предварительной диагностикой уровня социальной толерантности у воспитанников разного пола и возраста; групповое сочинение на  тему  «Бог- это…», где мои авторы оказались немногословными, но осторожными в высказываниях философами. «Шедевром» одного старшего воспитанника могу поделиться, он написал « Бог- это совесть во мне». И всё. Ничего лишнего и всё ценно. Знакомясь с историей православия, мы с детьми читаем  жития (биографии) известных святых земли Русской, таких как Сергий Радонежский и Серафим Саровский, продолжением  же разговора является диспут на тему: «Духовный подвиг. Как вы это понимаете?», где в процессе дискуссии, ребята принимают православное определение понятия «подвиг», да и ещё и удивляются, когда я им об этом говорю  при завершении практического занятия.  Согласитесь, логически  будет  верно и не банально, если воспитательский час «Церковное пение как атрибут православной культуры» завершается прослушиванием  духовных  песнопений в стенах Свято - Никольского казачьего собора, а просмотр и обсуждение видеофильма «Памятники славянской культуры» находит своё продолжение в групповом конкурсе рисунков «Золотые купола».

Особое значение  в ходе подготовки и проведения конкретного занятия я придаю своему психологическому настрою, потому, как его наши воспитанники чувствуют очень хорошо, практически экстрасенсорно, ведь если у меня не будет настроения, не проявиться интерес к заявленной  теме, то  у детей, сам по себе, интерес не возникнет. Наши занятия – не школа, где всё же много формального при изучении школьных дисциплин. Всё внеурочное, по моему мнению, должно быть  интересным, особенно, для столь специфической аудитории, когда  дети разного возраста, пола и разных национальностей, волею судьбы находящиеся практически сутки вместе, считают себя русскими. Наши воспитанники, принявшие православное крещение в раннем возрасте, находясь в детском доме, как оказалось, мало что понимали  в культуре как таковой, пока не приобщились к православной культуре  в рамках  данной программы.

Когда я вижу, как пробуждается в душе  подростка (от занятия к занятию) чувство личной сопричастности к событиям прошлого, настоящего и будущего нашего Отечества, меня охватывает радость и удовлетворение, происходит осмысление моей добровольной миссии – посредника и просветителя. Ведь, если ты убеждена в правильности своих действий, то и результат проявляется уже чётче…

И в заключении, мне хотелось бы вновь обратиться к  словам игумена Георгия Шестуна из его книги «Основы православной педагогики», где он пишет: « Когда спрашивают, почему мы должны изучать православную культуру, следует отвечать, что православная культура – это не культура одной национальности, это культура, в которой живут и жили тысячу лет все 150 национальностей. Это знак нашей цивилизации. Изучая Православную культуру, мы соединяем наш народ в единый».

Я в своей повседневной деятельности следую совету православного священника и педагога и со всей ответственностью признаю, что дети моей группы данную истину познают через меня, если я буду небезразличным проводником тех духовно – нравственных ценностей, которые помогут становлению личности каждого  из них в будущем.

                

 « Владение подростками культурной устной речью – одно из условий  успешной социализации в будущем» 

                                            Авторы-составители:

                                                               Шкурова Ирина Александровна

                                                           Пахотина Ольга Анатольевна

                                                                         воспитатели КУ «Детский дом № 4»

 

г. Омск - 2014

 Пояснительная записка

Говорить о культуре речи сегодня очень актуально. Это связано со сложившейся в реальной жизни  языковой ситуацией, когда в речи многих людей, как образованных, так и малограмотных встречаются слова, относящиеся к ненормативной лексике. Разновидностей их множество (арго, жаргон, сленг), а смысл один – антинорма.

Для детей, воспитывающихся в детском доме, проблема скудного словарного запаса, стоит остро, особенно, у подростков. Никто уже и не удивляется, ведь ненормативная речь слышна с экранов телевизоров, на улице, в магазине, и даже, в публичных спичах депутатов.

Нельзя не согласиться с высказыванием российского лингвиста О. Винокур, что речь – визитная карточка человека. Подростки, в силу своего возраста, не все понимают, что общение относится к числу наиважнейших сфер  их жизнедеятельности. Что от того, как старшеклассник научен, общаться зависит формирование его будущей личности. А, между тем, устная речь старших школьников, все хуже и дальше от норм литературного русского языка.

Что же  можем сделать мы, педагоги, воспитатели? А ведь мы - те, с кем наши подростки находятся в ежедневном контакте. Мы много лет продолжаем читать нашим детям нотации о недопустимости  нецензурных слов в стенах  своего учреждения, но ситуация  в лучшую сторону не меняется. Настало время принятия конкретных дел. И мы, воспитатели, решили начинать антибранные действия локально, именно в подростковой среде, в своих группах. В одной группе проводят 24 часа под одной крышей подростки от 12 до 17 лет, при этом их общение между собой очень трудно назвать культурной речью. Понятно, что с изменением  многих ценностей и идеалов общества молодежная субкультура считает сквернословие нормой повседневной жизни.

В глазах  наших подростков нецензурщина считается проявлением независимости, способности не подчиняться запретам, иными словами, обретением взрослости. Мы, взрослые, несомненно, понимаем, что грубость позволяет подросткам скрывать собственную уязвимость, и  является некой защитой. Еще великий Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

Когда говорят о маленьком человеке, то возникает надежда эту самую речь исправить. А то если логически продолжить мысль древнего философа; «…такого мы человека и получим в будущем». Нам и на самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным статистики – « «общаются» с помощью бранных слов, более 50% юношей и 33% девушек. Почему так происходит?

Социологи считают:

- для повышения эмоциональности речи;

- для эмоциональной разрядки;

- оскорбления, унижения адресата;

- демонстрации агрессии;

- демонстрации отсутствия страха;

- демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов;

-демонстрации принадлежности к «своим».

Уже повсеместно, в городах России проводятся специальные акции под общим призывом «Мир без сквернословия»; студенты  пишут рефераты на заданную тему, проводятся научно-практические семинары для работников образования, где неизменно обсуждаются вопросы причины «бранной эпидемии»; «действует» и статья 20 ч.1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях», где предусмотрена система штрафов…

 Но «воз и ныне там». Это если рассуждать о нашем социуме в целом.

 А вот в подростковой среде ситуация стала фактически патовой. Мы, изучив проблему засорения нашего разговорного языка ненормативной лексикой, в различных доступных источниках (исследованиях ученых - лингвистов, социологов,  в Интернет-источниках и т.д.), пришли к выводу о необходимости конкретных действий. Своего рода «массированной атаке» на объекты – носители брани в подростковой среде и решились на рекомендации воспитателям  нашего образовательного учреждения, наподобие, « Памятки», где предлагаем  в течение года интенсивно работать с ребятами по определенной схеме, не исключая общих профилактических мероприятий по проблеме.

Без практических знаний и умений произносить  речь  грамотно и культурно, у наших воспитанников  социализация не будет полноценной. Культура речи как часть общей культуры  современного человека, поэтому  этим навыкам нужно учить детей интенсивно, ежедневно. Наверняка, шансы  выпускника детского дома многократно увеличатся: и в получении престижной профессии, и в трудоустройстве, и в создании собственной семьи, если он будет владеть правильной литературной речью, уместно употреблять «крылатые» выражения и цитаты из  русских басен, достойно пройти собеседование поступлении на работу, но и « смотрины» у будущей тёщи.

 

ЦЕЛЬ разработки:  научить воспитателей  приёмам коррекции устной речи воспитанников путем замены слов с ненормативной лексикой на нормы русского языка на основе внедрения в повседневную практику педагога специальной  памятки  «Четыре шага коррекции устной речи».

ЗАДАЧИ  памятки:

- формирование устной речи подростков согласно требованиям норм разговорного русского языка;

-  помочь в развитии  потребности детей к самовыражению путем расширения их лексикона (словарного запаса);

- показать новые возможности в формате общения, приобретение нового речевого опыта;

- постепенное  исключение из сферы жизнедеятельности подростков бранных слов полностью, сделав  устную речь взрослых, образцом культурной речи.

Реализация нашего проекта проходит в три этапа:

1-й – информационный:

* выход на проблему засорения устной речи подростков бранью;

* анкетирование (опрос) воспитанников (см. Приложение1);

2-й – практический:

* создание  плана календарных мероприятий (см. Приложение 2)

* апробирование памятки «Четыре шага коррекции устной речи подростка» (см. Приложение 3) воспитателями – авторами данной разработки в своих группах;

3-й – оценочный:

* проведение  единого информационного дня «НЕТ сквернословию!»;

* презентация карманного формата памятки для педагогов;

* выпуск памятки «Четыре шага коррекции устной речи подростка» тиражом 20 штук для всех педагогов детского дома;

Педагоги – инициаторы проекта совместно с администрацией детского дома и активистами самоуправления в течение года  проводили коррекционную деятельность в подростковой среде.

 Применялись активные формы: анкетирование; дискуссии; диспуты; КТД;  акции и другие, сразу после проведения,  нами осуществлялась  простая диагностика («больше – меньше бранных слов», «когда и при каких условиях  есть эффект»)  и  другие внешние показатели поведения подростков.

Полученные результаты:

  • появилась сформированность культурной  устной речи юношей (в меньшей степени) и девушек к выходу из стен детского дома;
  • расширился словарный запас старшеклассников через включения ими в свою речь слов – синонимов, эпитетов, метафор, фразеологизмов, устойчивых выражений;
  • получен  опыт  публичных выступлений  старшими воспитанниками на тему «Как я отказался (ась) от сквернословия»;
  • доказана эффективность памятки после  двух месяцев от внедрения в ежедневную практику воспитателей, работающих с подростками.