Дрючина Ольга Николаевна (Педагог психолог. Высшая квалификационная категория)

Рабочая программа "Готов ли Я к семейной жизни"

1 2  3  4  5  6 

7 8  9  10  11  12 

13 14  15  16  17  18 

18 19  20  21  22 

Методическая разработка

kURY6qwk5Xw pDRkuP1Luzo  qSOuJ_bbl9U  Uvn68icBZxM 

Татьяна Анатольевна Мельшина  (воспитатель) 

«Теперь, когда мы научились летать

по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы,

нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди».

Б. Шоу

(1слайд) Особую остроту и значимость приобретает изучение закономерностей становления толерантного сознания у детей в возрасте 6-7 лет, поскольку в данном периоде закладываются основы отношений в обществе. Толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. От уровня терпимости человека зависит успешность или неуспешность его вхождения в общество, т.е. результат его социализации. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения детей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. Важность данной темы очевидна, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим.

(2слайд)  На слайде вы можете актуализировать в памяти знания о том, что есть социализация. Второе значение включает аспект адаптации человека к чему-либо, кому-либо. Адаптация обеспечивается активной регуляцией собственного поведения и деятельности в процессе взаимодействия с социальной средой и зависит от сформированности волевых, интеллектуальных и моральных качеств саморегуляции. Можно заключить, что толерантность является и условием, и формой успешной адаптации человека.

(3слайд)  Толерантность понятие широкое, она понимается, как целенаправленность личности, способствующая конструктивному взаимодействию представителей разных социальных групп. В «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 г. подчеркивается, что одним из наиболее эффективных путей достижения согласия является воспитание толерантной личности. Воспитание толерантности в рамках детского дома у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс. Воспитание толерантности не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в том случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно. Толерантность включает в себя: внимание к другим, снисходительность или прощение, терпение, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, эмпатия, умение слушать других.

(5 слайд)  Можно выделить следующие направления воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста:

1) знакомство детей младшего школьного возраста с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;

2) понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый человек - уникальная личность (необходимость воспитания у детей уважение к различиям между людьми);

3) понимание детьми младшего школьного возраста принципа взаимодополняемости как основной черты различий (каждый должен понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом);

4) понимание учащимися младшего школьного возраста принципа взаимозависимости как основы совместных действий (детей важно приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество).

(6слайд)   Существует классификация методов воспитания   толерантного сознания младших школьников.

(7 слайд)  Реализую данные направления и используя разнообразные методы мы можем предположить каким будет ребенок: – самоактуализирующаяся личность, которой присущи:

·       принятие себя и других людей таких, какие они есть;

·       установление доброжелательных отношений с окружающими;

·       способность к глубокому пониманию жизни;

·       активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;

·       развитие творческих способностей;

·       умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;

·       способность брать на себя ответственность;

·       приложение усилий для достижения поставленных целей.

(8слайд)  Критерии воспитанности толерантности как качества личности младшего школьника можно представить следующим образом.

1) Толерантное сознание: знание о наличии другого, необычного; знание о существовании других религий, этносов, наций, их своеобразии.

2) Толерантные чувства, качества и свойства личности: расположенность к другим, снисходительность, терпение, чуткость, отзывчивость, альтруизм, терпимость к различиям, доброжелательность, гуманизм, способность к сопереживанию, миролюбие, чувство собственного достоинства, чувство солидарности и единства, вежливость, выдержанность, деликатность, доброта, заботливость, ласковость, любезность, умеренность, чувство товарищества.

3) Толерантное поведение как поведение на ненасильственной основе: позитивная лексика, равноправное общение, умение доверять, умение владеть собой, умение не осуждать других, умение слушать. Это концепция воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста, которая включает в себя цель - развитие толерантной личности, и систему взаимосвязанных задач; подходы к воспитанию данного качества у ученика начальной школы (личностно-ориентированный, гуманистический, коммуникативно-диалогический, культурологический, деятельностный, средовой, системный); комплекс принципов; направления деятельности; систему педагогических средств; критерии и показатели сформированности толерантности, а также диагностику сформированности терпимости. Результатом успешной реализации данной концепции является высокий уровень толерантности личности младшего школьника.

(9 слайд) Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников

Первое направление: знакомство детей младшего школьного возраста с принципом человеческого достоинства.

«Выбираю ориентиры» - развитие ценностных ориентаций и коммуникативной компетентности.

Цель данного раздела - формирование и развитие нравственных ценностей учащихся. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- актуализировать представления об основных добродетелях человека;

- сформировать потребность в нормативном поведении, моральных мотивах нравственного поведения;

- развивать коммуникативные навыки у детей.

Реализация комплекса мероприятий идет в групповых занятиях. Занятия включают в себя: сюжетно-ролевые игры, психодиагностику и психотехнические упражнения, дидактические игры и развивающие упражнения; основной формой работы является беседа, в ходе которой поднимаются нравственные вопросы, актуализируется потребность детей в нормативном поведении.

Второе направление: понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый человек - уникальная личность. «Управляю собой» - развитие эмоциональной устойчивости и коммуникативной компетентности. Цель данного раздела - создание благоприятных социально-психологических условий для развития эмоциональной устойчивости и коммуникативной компетентности у учащихся младшего школьного возраста для их более успешной адаптации в социуме. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- способствовать развитию произвольности, самоконтроля и эмоциональной устойчивости у детей;

- развивать коммуникативные навыки у детей;

- способствовать сохранению психического здоровья и предупреждению эмоциональных расстройств у детей.

Реализация программы идет в групповых занятиях. Занятия включают различные методики: сюжетно-ролевые игры, психодиагностику и психотехнические упражнения, дидактические игры и развивающие упражнения.

Третье направление: понимание детьми младшего школьного возраста взаимодополняемости как основной черты различий.

«Сопереживаю» - развитие эмпатии и коммуникативной компетентности. Основной целью данного блока является формирование у детей эмоциональной децентрации. Под эмоциональной децентрацией понимается способность индивида воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей. Задачи, которые бы позволили решить обозначенные проблемы, заключаются в следующем:

- способствовать пониманию детьми своих чувств, эмоций;

- способствовать развитию умения понимать чувства, эмоции, действия, отношения других людей;

- формировать способность принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях;

- развивать коммуникативные навыки у детей.

Занятия содержат упражнения, игры развивающего характера, что соответствует возрастным особенностям младших школьников. Основные виды деятельности: игра (сюжетно-ролевая, дидактическая, творческая), элементы психодрамы и коммуникативного тренинга, беседа.

Таким образом, направления воспитания толерантности сопряжено с отбором рациональных средств взаимодействия в целостном педагогическом процессе и включает в себя: знакомство детей младшего школьного возраста с принципом уважения человеческого достоинства, понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый человек - уникальная личность, понимание учащимися младшего школьного возраста принципа взаимодополняемости как основной черты различий, понимание детьми младшего школьного возраста принципа взаимозависимости как основы совместных действий.

(11 слайд)   Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием для развития в будущем демократического, правового общества. К ним относятся: организация жизнедеятельности детей так, чтобы одни могли проявить, а другие - увидеть хорошее в ком-то или чем-то; Речь идет о методах воспитания сознания личности и практико-ориентированной направленности деятельности.

 

Работа в программе "Шаг за шагом"

Воспитатель Шпилько Т.П.

Первая квалификационная категория

Подготовка  детей-сирот и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей,   к  самостоятельной  жизни всегда  была острой  государственной  проблемой. Система государственного  попечения охватывает  практически  всех детей, нуждающихся  в опеке, и создаёт  материальные  предпосылки  для  их полноценного развития  и подготовки  к взрослой  жизни. Переход  к  самостоятельной  жизни – важный  момент  в жизни  любого  молодого  человека, и  того, кто  покидает  учреждение  детского дома, и, того, кто  уходит из родительской  семьи во взрослую  жизнь. 

Цель программы: подготовка выпускников  детских  домов  и лиц, оставшихся  без  попечения  родителей к самостоятельной  жизни.

Задачи  программы:

  • Повышение  уровня  социальной  адаптации.
  • Информационное  обеспечение  детей  сирот  и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей, начинающих  свою  трудовую  деятельность  по  вопросам  профессионального  самоопределения, трудоустройства, проблемам молодёжного  рынка  труда  с учётом  наклонностей, интересов и способностей.
  • Включение  в адаптационный  процесс  интерактивных  технологий (имитационных  игр: сюжетно–ролевая, дидактическая, аттестационная, рефлексивная), позволяющих выпускникам  детских  домов и детям, оставшимся  без  попечения  родителей, в игровой  форме «проживать» различные  ситуации, проектировать  способы  действия  предложенных  моделей  до  встречи  с ними  в реальной  жизни.

Целевая группа:

Основная  целевая  группа –  дети, оставшиеся  без  попечения родителей.           

Формы  работы:

  • Групповые
  • Индивидуальные

IMG_1627

 

СООБЩЕНИЕ

«Внедрение инновационных форм работы в процессе социализации детей в условиях детского дома»

                                                                  Выполнила: Лебедева Е.Ю.

Воспитатель - Первая квалификационная категория

 

  Социализация является одним из важнейших процессов в жизни человека, влияющих на формирование личности.

         Участниками этого процесса выступают социальные институты и агенты, такие как: родители, учителя, сверстники, СМИ, церковь, воспитатели  и многие другие.

    Многие ученые убеждены, что семья является первичным и наибольшим мощным агентом социализации, играющим ключевую роль в формировании личности.

    В современном российском обществе  экологическая нестабильность,  девальвация ценностей и норм,  изменения поведения значительного числа семей, часто приводят к социальной и психологической дезадаптации  их членов.

      Этот процесс негативно отражается на  социализации детей и подростков, оказавшихся  зоне социального и экономического неблагополучия.

     Вышеназванные проблемы семьи непосредственно вызывают увеличение в строке беспризорных и безнадзорных детей, а также детей - сирот.

    Дети - сироты полностью зависят от той среды, в которой они воспитываются. Лишённые позитивного влияния семьи как важнейшего  источника социализации, они недостаточно успешно адаптируются к обществу и оказываются негативными  с самостоятельной жизни, к моменту покидания детского дома.

    В России процесс социализации детей-сирот осуществляется на основе государственных и негосударственных форм их жизнеустройства, среди которых имеются как традиционные, так и нетрадиционные формы.

     При этом фактически доминируют государственные формы воспитания детей-сирот, такие как детские дома и интернаты /учреждения закрытого типа/.

    Государственная система социализации ориентирована, прежде всего, на создание условней социальной защиты  детей-сирот.

     Федеральные зоны гарантируют права сирот, но материальное обеспечение, решение жилищной проблемы, на образование  и профессиональную подготовку. Процесс социализации детей, воспитывающихся в детском доме, имеет свои особенности. Как правило, наиболее  значимыми агентами социализации данной категории детей являются коллектив сверстников и воспитатели детского дома. При  этом, главными факторами препятствующими  процессу социализации, выступают;

 -ограниченность круга значимых других;

- невозможность ориентироваться на опыт социализации родителей;

 - отсутствие личного  пространства;

 - особый тип взаимодействия ребенка и воспитателей, представляющий собой чередование  опеки и подавления отсутствие возможности прояснения самостоятельности  и апробирования тех именных ролей;

 -утрата базового доверия к миру.

     Деятельность детей-сирот в учреждении полностью регламентируется взрослыми, это порождает инфантилизм, иждивенчество, низкий  уровень волевой организации личности. Ребенок вынужден  быть «как все»;  мириться с ограничением  в потребности в индивидуальном жизненном пространстве детского дома. Одной из важнейших задач воспитателей детского дома  в этой сфере,  является разъяснительная работа, освобождение профессионально-заменяющей семьи от негативного имиджа.

      Инновационной формой в современной России является гостевая семья. Такая семья создается с целью приобретения ребенком положительного семейного опыта и обеспечение ему психологической поддержки. Эта форма расценивается как подготовительный  этап к другими формами семейного устройства. Ребенок  находится в гостевой семье на период каникул,  праздников, выходных  дней, или посещений совместных культурно - массовых мероприятий.

     Воспитанники общаясь со взрослыми, формируют устойчивые связи, с другими людьми, эти отклонения  выступают, как наставничество, шефство и часто перерастают в опеку или усыновление. У ребенка появляется взрослый человек, к которому он мотет обратиться за помощью в сложной ситуации, получить совет, поддержку.

   Академик В.С. Мухина считает «что относительно детей-сирот актуальным является использование группы коррекционно-развивающих методов: арттерапия, сказкатерапия, музыкотерапия, библиотекарении и др. Игротерапия получила свое продолжение в компьютерных играх, которые способствуют формированию умения оперативно принять решение, преодолевать страх перед  непредвиденными ситуациями».

На базе детского дома находится компьютерный класс, который воспитанники посещают, открыта библиотека для чтения научной и художественной литературы. В учреждении  для детей-сирот, используются культурно-досуговые методы социализации (участие в самодеятельности; танцевальный ансамбль «Надежда», инструментальный ансамбль «Потешки», вокальный ансамбль «Весна»). В группах воспитатели ведут программы по авторскому творчеству (вязание спицами, вязание крючком, вышивка лентами, вышивка крестом, квилинг, ДПИ). Проводятся кулинарные часы.

    Приоритетным направлением в процессе жизнедеятельности детей - сирот сегодня следует признать развитие таким форм, социализации, которые обеспечивали сохранение ребенка в семье. Следовательно; здесь проводится - (применяется) проектный подход. Комплекс воспитательной  работы с детьми на подготовку его к помещению семье и преодоление имеющегося травматического опыта.

    Таким образом, анализируя работу  детского дома, семейных групп можно сказать, что инновационными подходами при формировании социальной компетентности воспитанников при настроении воспитателей    системы являются следующие:

 - интеграция воспитанников в социальное окружение через различные формы сотрудничества с социальными партнерами   детского дома;

-гибкий режим проживания воспитанников - ведение портфолио;

- использование  интерактивных методов работы при проведении занятий;

 - работа с родственниками, оказание помощи им и гражданам, имеющие желание принять детей в свои семьи   на выходные, каникулы, праздники;

- устройство детей в приёмные семьи, под опеку, на усыновление посредствам организации  деятельности на базе  детдома;

- трудоустройство старших детей в летний период;

- участие в проектной деятельности; клубах по интересам и т. д;

-повышение учебной мотивации воспитанников;

-развитие системы самоуправления;

- постоянный творческий подход к  поиску новых форм, инновационных способов организации жизнедеятельности в детском доме;

- после выпуска из детского дома за воспитанниками закреплены наставники, которые отслеживают успеваемость посещаемость занятий,  их жизнедеятельность.